?

Log in

ЖЖ
Сергей Панов 
10-янв-2009 07:08 am


    УНИВЕРСИТЕТ. НАЧИНАЕТСЯ ЛЕКЦИЯ

— Бог — мы видим —
всею своею силою
поддерживает каждого.

Ну, он снабдил, например,
всем необходимым зайца —
чтобы тот мог удрать от волка.

Но снабдил также всем необходимым и волка...
Чтобы тот настиг зайца.
    _______

Что из этого следует?


    * * *

Я не начинающий!

Меня не печатали —
да.

Это они —
издатели —
начинающие.


    НЕУДАЧНИК

На пашне вижу
трактором измятый, изуродованный,
несчастной судьбы патрон.

В самом деле, редкостный
передо мной предстал страдалец.

Жизнь его не удалась.
Цель его жизни
осталась недостигнутой.
Прахом пошли
пылкие надежды его и чаяния.

Ему никого
     не удалось
             убить...


    В ТРОЛЛЕЙБУСЕ

Едешь... Задумался...
Ворочается людское месиво...
Тебя толкнули.

— Да черт вас побери! —
Сердито взвиваешься на дыбы.
Поворачиваешься грозно...

Видишь,
что перед тобой
милый человек...

Гнев твой улетучивается...
Ты от души улыбаешься...


    ГИМН

Человек появился в дому.

Завел часы,
затопил камин,
почистил криницу,
поправил забор,
прибрал в доме и во дворе,
установил повалившиеся статуи.

Дом ожил.


    ДВОЕ

Я ценю поэта,
но не вполне им доволен.

А она находит его предельно прекрасным
и говорит мне:
— Ты его недопонимаешь...
    _______

И стоят два человека,
глядя друг на друга сверху.


    * * *

...Знаем, где упадем.
Чего ты стоишь, я вижу по тому —
подстилаешь ли ты под свои падения
соломку.


    * * *

— Никто не смеет мне
ничего приказывать.

Можете только
приказать
долго жить.


    * * *

Нежен я
или бью наотмашь,

скареден я
или щедр по-царски,

глуп я несусветно
или чертовски остроумен —

ни бельмеса
не понимают.

Такой читатель мне не нужен.
Такому читателю и я не нужен.

Где ты, читатель?
Ау, читатель!


    ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА КОНКУРСА КРАСОТЫ

На конкурсах красоток
побеждает всегда не та,
которую ты облюбовал.

И тогда ты говоришь себе:
— Ну что ж,
победила — и победила.
И бог с ним.

Хорошо хоть
жениться на ней
не заставляют!


    УРАГАН МИМОЛЕТНОЙ ВСТРЕЧИ

Я потрясен ее красотой!
    _______

А моя красота, вижу,
никак ее не тронула...


    * * *

Смотрю на нее потрясенно...

Как дорога она мне!
Люблю ее всей душой.
Ни за что не желаю
с нею разлучаться.
    _______

А мы и не знакомы.
Никогда до сих пор
не виделись.

Вот она передо мной —
просто прохожая.
    _______

И не позволит она
даже заговорить с нею.

И обязательно разлучимся.


    МИЛОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ В ТРАМВАЕ

Освободилось место —
и девчушка села.

Но я успел сесть раньше!
    _______

И вот теперь она сидит
у меня на коленях.


    О НЕЙ

Ох,
как она мне нужна!

Может быть,
и ей как раз я нужен?
    _______

Но подхожу к ней,
спрашиваю...

Нет, не нужен.


    * * *

Увидел ее —
прелестную,
чем-то опечаленную...
— О! — Встрепенулся. —
Я люблю ее!

Скорее подошел к ней
и заключил ее
сочувственно в объятья...

Но она оттолкнула меня
с недоумением и возмущением!

Теперь я ее избегаю,
смущенный и сконфуженный...


    ВОТ КАКАЯ

Вижу, что без женщины —
вот такой, как эта
(много —
и не очень —
их таких;
нет, все же — много;
впрочем, не знаю), —
жить не надо соглашаться...


    * * *

— Ого!
Симпатичная девочка поглядывает на меня!

Лестно мне.
Небрежно прохаживаюсь перед нею —

рассеянно оглядывающийся,
своими будто думами поглощенный,
ее не замечающий...

И тогда она ушла.
Оглядываюсь —
нет ее нигде.

О, как захотелось мне тут,
чтобы и меня теперь не стало!


    ПРЕКРАСНЫЙ МИГ

Ай!
Как прелестна!

Стоит в очереди,
нервничает...


    ПРЕКРАСНЕЙШАЯ, ПО-ВИДИМОМУ, ИЗ ФОРМ

Изо дня в день,
из века в век
производит фурор на планете одна и та же
испытанная,
неотразимая форма —

ЖЕНСКИЕ
ФОРМЫ.


    * * *

Ай,
какая прелестная девочка!

Но испарилась...
Где бы ее еще встретить?

Перебираю прохожих,
ищу-рыщу...

— Она! —
То и дело вскрикиваю радостно.

Ах, нет...

И ведь сколько кругом похожих
на ни на кого не похожую!


    ПАМЯТКА

Журавль (в небе)
превращается в синицу.
(В руках.)


    * * *

Какой там я такой...
Ничего особенного...
    _______

Вот в ее воображении я —
это да.


    * * *

Я попал под машину,
заглядевшись на женщину...
    _______

Ну и правильно!
Когда же и попадать?


    * * *

Есть люди,
одно появление которых перед нашими глазами —
радость.
Много таких людей встречаю на улицах.
И ах, как хотел бы я всем,
от кого я в восторге,
рубль, что ли, восхищенно давать!

Но — увы —
неосуществим мой прекрасный порыв:
кого знаешь,
теми настолько увлечься невозможно;
а к незнакомым — ума не приложу,
как с моим рублем подступиться...


    УТРО В РОСЕ

Она прекрасна в обиде:
что утро в росе.

Но давно ее не обижал
(я боюсь ее обидеть!).

И лишен я
ее великолепия...


    СТИХИ СТАРОГО ХОЛОСТЯКА

Моя невеста
еще не родилась.

А родившись и подрастая,
она будет важно говорить всем:

— Мой жених
еще не умер.


    ГНЕВНОЕ СЛОВО

— Красавица
не имеет права дома сидеть!

Пусть
ходит и ходит по улицам —
радует людей!


    * * *

Полюбил?
Беги тогда скорее
на край света от своей любимой,
если хочешь вечно
ею умиляться!

И ты, любимая, не мешкай:
пока любишь —
беги от звезды своих очей
без оглядки!


    УВЛЕЧЕНИЕ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНОЙ

Я увлечен замужней женщиной.
И она отвечает мне взаимностью.

Нас влечет друг к другу.
Мы души друг в друге не чаем.
Каждую минуту ищем беспокойно
друг друга.
Встретимся —
и ничто не заставит
нас разлучиться.
Быть вместе для нас —
радость, утешение и отрада.
    _______

Сам себе удивляюсь:
я увлечен замужней женщиной!
Она — мое счастье!

Каждый день говорю ей изумленно:
— Да как же это так,
жена моя дорогая?!


    * * *

Мы.
Скопление недовольных,
выражающих свое
удовольствие...


    * * *

Никаких споров.

Все давно решено
и освящено...


    * * *

Кто же спорит?
Никто не спорит...
    _______

А кто согласен?
?
?
?

Да никто!


    * * *

— Музе служить
или господину?
— Много у нас
предшественников.
Все давно уже испытано
другими судьбами,
и теперь глупо быть
глупым.
— Так кому же?
Кому служить
глупо?
— Служить нужно всегда
только своему господину.
Но кто твой господин —
муза
или именно господин —
этого мы не знаем...

Но скоро узнаем.


    * * *

Убежденность человека —
не доказательство его правоты.


    САМОБИЧЕВАНИЕ

Ну что это я?
Надо быть с народом...

Зачем я
предпочитаю обходиться
без некоторых продуктов,
уклоняюсь
от ужасающих очередей?

А он весь там...


    * * *

Я недоволен:

я —
писатель,

и —
где я?


    МНЕ

— Думай не о том:
хорош ли твой поступок.

А о том:
нравится ли он нам.


    * * *

Красивое предположение!

Все в него уверовали,
и согласились животы за него
положить.
И положили.

А оно вдруг
не оправдалось...


    * * *

Человек сел
крайне неудобно...
    _______

Почему никак не ерзает?!

Держит себя так,
будто удобней
в жизни не сидел...


    * * *

Хотелось правды.
    _______

Но нету,
матки!


    * * *

Все мне удивительно!
Ничему не удивляюсь!


    * * *

Хожу, хожу...
Того нет,
и того нет...

А настроение есть!


    * * *

Ах!
Меня назовут писателем
в удивительном будущем!

1982


    БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО

Быть знаменитым некрасиво
я не хотел бы ни за что.

А знаменитым быть красиво
я хотел бы.
    _______

Вот, брат,
что!


    * * *

Еду в автобусе.
Сижу.

Водитель в зеркальце
с ненавистью на меня смотрит.
    _______

Понимаю человека!
Зазевался он,
не видел,
как я талон компостировал!


    * * *

Гляжу из окна —
пустынная улица.
    _______

Выйти на нее,
что ли?

Чтобы хоть один человек
был на ней.


    * * *

Какое
написать стихотворение?
Такое,
чтобы его ругали
дураки?
Или такое,
чтобы его ругали
умные люди?
    _______

Кого больше?


    ЛЮБИМАЯ КНИГА

Люблю я эту книгу.
Но советовать тебе почитать ее
не решаюсь...
И не стану.
    _______

Буря чувств, может быть,
охватывает меня,
когда я смотрю в зеркало!

Что меня взволновало —
посмотри в зеркало —
ты поймешь?


    Я — ПОСОЛ

Я -
пошел.

А малыш мой говорит,
что я —
посол!


    В КНИЖНОМ МАГАЗИНЕ

Оглядываю россыпи книг.
Одна книга заинтересовала меня.
Беру ее в руки,
листаю страницы.
— Не такую ли, — вглядываюсь в нее, —
я давно ищу?

Подошел еще человек.
Тоже стал вглядываться в книги,
брать некоторые,
листать страницы...

Он меня заинтересовал.
Захотелось знать, что он за человек.
— Вот бы в душу ему, как в книгу,
заглянуть! —
Подумалось.

Но это можно сделать!
Сейчас я с ним заговорю.


    ГОСТЬ

Сегодня ко мне пришел такой гость,
которому все равно,
у кого гостить.

Позвонил к соседям,
слышу.
Не открывают двери.
Тогда он —
ко мне:
ему все равно куда.

Отворяю скорей!
Я и такому рад!
    _______

Да нет. Это —
издевка.
Я таких не люблю.
Я таким не открываю.


    * * *

Человеку как-то не по себе
от того, что вы не тираните его,
раба.

Ожидает боязливо и смиренно
грозных ваших повелений
минуту-другую, третью...
Но их нет как нет.

И тогда он, приосанившись,
сам начинает тиранить вас.


    ОН И МЫ

Благоухает мир...
И потому мы все — с носами:
нам интересны его запахи.

Есть внешность у мира...

И вот у нас — глаза:
мы хотим знать, как он выглядит.

— Каков он на вкус? —
Думаем мы себе. —
Розги у него для нас или ласка? —
И у нас есть чем это выяснить.

— А каков его голос? —
И мы поспешно обзавелись
ушами...

Все нам нужно знать,
мы очень любопытны.


    ТЕРЗАНИЯ

Ох, как я его браню!..

Досадно...
Нехорошо, неприлично...

Что ж это я такой?
Даже настроение портится...

И знать хотя бы, что он виноват!..
Утешился бы...

Но знаю: нет, нет, не виноват он.
Не потому его браню.
Причина другая...

Позор мне! Я раздражен!..


    * * *

Я, конечно, очень считаюсь с дураками.
И очень осторожно резвлюсь под их
низконависающим
каменным карнизом.


    * * *

Я сам себе —
сильнейшее возражение.
    _______

И если Я на свои слова
ничего не возражаю —

то вы и тем более, ребятки,
язычки свои поприкусили бы...


    РАССЕЯННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Вон пошел человек
ценой в 3 рубля.

Вон — в 5.
Тот — в 10.

А вон тому и вовсе
цены нет.

Вон опять идет
трехрублевый.

А этому я вообще
ничего не занимал...


    ГРУЗ

Ой,
нагромоздилось неразрешимых проблем!
Со здоровьем, в семье, по службе.
Тяжело давят. И как давно!
Нет больше сил их терпеть.

С облегчением умер.


    * * *

Один человек
приятен в течение пяти минут,

другой
не надоест и за час,

от третьего
пребываешь в восторге
целый год,

четвертого
будешь любить всю жизнь...


    * * *

Ничего не знаю лучше
этих чертей —
людей!


    * * *

Он заявил, что он —
любитель поэзии.
А я как раз полагаю себя
ее кудесником.

И тогда я
продекламировал торжественно
одно из своих
вдохновенных
творений.
И оно ему
не понравилось.

— О! —
Задумался я. —
Да ведь один из нас —
шарлатан!


    * * *

Читают люди...

Каждый
задорно берет книгу,
раскрывает ее
степенно,
сосредоточенно и важно
погружается в ее тексты...

Сейчас он вам скажет,
чего стоит она.
    _______

Точно! Зри строго,
бука-читатель!
Не всем книгам
велика цена!

Но редко стоит
чего-нибудь
и чтец...


    * * *

Что цветы прекрасны —
знают все:
видели.
    _______

Что поэзия прекрасна —
знают немногие.

Кто ее видел?


    * * *

Никак не выберусь к нему...
Давно зовет...
Как бы?

Эх, как бы...
Но вот!
Уф... Наконец...
— Здравствуй, друг!
    _______

А он —
кислый...

Он мне не рад...


    * * *

Читал, читал.
Думал, думал.
Заговорил возбужденно:

— Да подскажите же, наконец,
кто-нибудь!

Никак мне не понять:

хорошая это книга?

Или она мне
нравится?


    * * *

Когда тебе грустно —
это наполняются в тебе резервуары радости.
(Радуйся.)

Когда весело —
это они, увы, опустошаются...
(Но не горюй!)


    БОЛЬШОЕ ЕДИНОДУШИЕ

— Пойдем
куда глаза глядят?

— А куда
глаза глядят?
— Да в кабак...

— О!
Конечно, пойдем
куда глаза глядят!


    ЖАЛЬ

— Жаль...
Жаль...
Жаль...
Жаль...

— Да замолчи, наконец!
Я давно ужалил!


    * * *

Обещал он,
что вернет мне деньги
в понедельник.

И теперь
по понедельникам
я взволнованно его ожидаю...


    * * *

Тепло,
светло...

Но мухи как кусают!


    О КРИТИКАХ, СУРОВОМ ПЛЕМЕНИ

Некоторым я несколько нравлюсь —
тем, кто находит во мне свои черты...

Но они же горько меня и упрекают —
за то, что я не совершенствуюсь до конца:
не превращаюсь полностью в них...


    * * *

Вышел на утес —
и зевнул.


    * * *

— Ну что еще тебе нужно,
Золотая Рыбка?!
?!
?!
?!
    _______

Проклятая!!!


-------
Панов Сергей Владимирович. Родился, вероятно, в 1951 или 1952. [Поправка: в 1950.]
На задней обложке имеющейся у меня книжки 1992 года (подписана в печать 12.12.91) - такая справка (по стилю похоже что авторская, хотя и в третьем лице):

«Сергею Панову 40 лет.
Живет в Луганске.
Образование есть: родина учила. Работал в шахте, с археологами.
Выступает там и сям с чтением стихов - своих и чужих».

Источник:
Сергей Панов. Я не настаиваю. Донецк: Донбас, 1992. Предисл. Ивана Низового. 96 с. Тираж 5000.

В сети, кажется, вообще ничего нет, кроме нескольких упоминаний.
Всю книжку целиком вывешу сегодня-завтра в ЖЖ cmuxu и дам здесь ссылку. [Upd. Вот: http://cmuxu.livejournal.com/37324.html ]

Ещё была публикация в "Гуманитарном фонде" №17 (39 – 194) за 1993 г. - в подборке материалов из самиздатского "Чешского освободительного журнала имени 50-летия со дня выпуска первой советской облигации трехпроцентного займа", выходившего в начале 90-х в Луганской области, - 11 стихотворений С.П. (перечень см. тут), - 3 из них отсутствуют в книжке, некоторые представлены в других вариантах.

Ещё нашёл в сети упоминание о публикации Сергея Панова (предполагаю, что этого) в колл. сб. поэзии и публицистики "Соломинка в стогу иголок" (Луганск, 2006): 1, 2. (Кстати, друзья, есть у кого-нибудь этот сборник?)


Это один из моих любимейших современных поэтов, я 15 лет знаю и люблю его стихи и при этом почти ничего не знаю о нём самом.
Огромная просьба к жителям Луганска, ко всем, кто что-то знает о Сергее Панове, других его стихах и публикациях или может помочь мне с ним связаться - пожалуйста, сообщите мне об этом в комментах или имейлом.
Comments 
10-янв-2009 11:15 pm
Герман вы инопланетянин... (дальше сами знаете)
10-янв-2009 11:22 pm
Не-а, не знаю. А что там дальше?
11-янв-2009 02:00 am
2010 год. не совру
(Удалённый комментарий)
13-янв-2009 04:17 am
Книжку мне, кстати, Кузьмин подарил. Году в 94-м.
(Удалённый комментарий)
13-янв-2009 06:44 am
О да, конечно!
Кажется, это был единственный случай за 17 лет нашего с ним знакомства, когда он подарил мне некую книжку (не им изданную) как бы "ни с того ни с сего".
И угадал - она сразу стала одной из моих любимейших.

Гумфондовскую публикацию 1993 года (из "Чешского освободительного журнала"), кстати, он подготовил.

А вот из его предисловия к "Освобождённому Улиссу":
"В нескольких случаях не удалось найти никаких следов творческой активности после 1991 года авторов, чьи более ранние тексты представляют интерес, — увы, и эти поэты (например, оригинальный минималист Сергей Панов из Луганска <...>) в антологию не попали".
("От составителя")
http://www.litkarta.ru/projects/ulysses/about/view_print/
This page was loaded июл 20 2017, 4:23 pm GMT.